Aliexpress в РФ

Aliexpress в РФ - крупнейшая онлайн-платформа для покупок россиян за рубежом и участник рейтинга "Forbes" самых дорогих компаний рунета. По итогам 2022г. стоимость "Aliexpress в РФ" снизилась почти в 3 раза до 540млн.$ после того, как акционеры отказались от инвестиций. В 2021г. компания оценивалась в 1,9млрд.$ и входила в 10-ку самых дорогих компаний рунета, но с тех пор ее стоимость упала почти в 4 раза.

В 2022г. оборот компании снизился на 40%, до 240млрд.руб, в то время как рынок продолжает расти на 10-ки процентов в год. Несмотря на это, доля "Aliexpress в РФ" снижается, и компания отстает от конкурентов.

История "Aliexpress в РФ" началась в 2010г. как площадка для продажи товаров китайскими продавцами в другие страны. Она принадлежит китайскому холдингу "Alibaba Group", основанному Джеком Ма в 1999г. Помимо "Aliexpress в РФ", в состав холдинга входят такие платформы как "Taobao", "Tmall.com", "Alipay" и др.

В 2014г. "Alibaba Group" провела историческое IPO, собрав почти 25млрд.$ и привлекла внимание общественности к своему основателю, Джеку Ма. Однако в 2020г. Ма столкнулся с проблемами после критики китайской финансовой системы. Власти приостановили IPO ant Group, дочерней компании "Alibaba", и начали антимонопольное расследование против "Alibaba", что привело к значительному штрафу.

С тех пор Ма стал реже появляться в общественности. Его видели за пределами Китая на Майорке и в Нидерландах, а последние данные показывают, что он находится в Токио, минимизируя свою публичную деятельность. В рейтинге миллиардеров "Forbes Real-Time" на начало 2023г. Ма занимал 67 место с состоянием в 22,9млрд.$.

"Aliexpress в РФ" был крупнейшим международным интернет-магазином в РФ еще до появления российской "дочки". В 2014г. среднемесячное количество российских покупателей "Aliexpress в РФ" было значительно выше, чем у конкурентов "eBay" и "Amazon". Региональные перекупщики способствовали популярности "Aliexpress в РФ", приобретая товары по низким ценам и перепродавая их с выгодой.

Официальное начало деятельности китайского гиганта в РФ пришлось на 15.5.2015г., когда была зарегистрирована компания ООО "Алибаба.ком(ру)". Однако продажи китайских товаров в РФ шли и до этого времени.

Идея расширения бизнеса в РФ пришла к Ма после 1 инцидента на Международном экономическом форуме в С-Петербурге в 2015г., когда бизнесмен впервые посетил РФ. Во время обеда в ресторане разговор зашел об "Aliexpress в РФ", и Джек Ма отметил, что у него есть друзья по всему миру, включая РФ, но они не знают об "Aliexpress в РФ" и не совершают там покупок. Попытки убедить его не увенчались успехом, пока он не спросил официантку, делает ли она покупки на "Aliexpress в РФ". Девушка ответила положительно и перечислила множество товаров, которые она приобрела на платформе.

В ходе официального визита в РФ Ма обсуждал с властями РФ возможность создания совместной интернет-платформы для поддержки малых и средних предприятий. Однако 1-й проект, запущенный "Aliexpress в РФ" при поддержке Минпромторга в конце 2015г. под названием "Мода. Сделано в России", провалился. Проект представил около 100 отечественных производителей, предлагавших свою продукцию на платформе, но не смог привлечь достаточное количество покупателей из-за высоких цен. Завышенные цены привели к тому, что российские товары не были конкурентоспособными по сравнению с китайскими аналогами, например, свитер из РФ стоил 3200руб, а похожий китайский товар - 153руб с бесплатной доставкой.

В 2016г. Alibaba имела небольшую долю на рынке РФ в целом, но "Aliexpress в РФ" был лидером. На РФ приходилось от 30 до 45% всех мировых продаж.

Индивидуальное хранение. Услуги в Москве от старейшей компании ВашStorage.

Руководство "Alibaba" поняло, что без местного партнера будет сложно развиваться в РФ. Джек Ма отмечал, что их стратегия заключается в партнерстве с др. компаниями для выхода на мировой уровень. Они не стремятся делать все самостоятельно, а предпочитают находить партнеров в каждой стране и помогать им стать успешными. В 2016г. "Alibaba" начала переговоры со "Сбербанком" о возможном партнерстве, однако разногласия по поводу целей привели к тому, что сделка не состоялась.

В сентябре 2018г. на "Восточном экономическом форуме" было объявлено о создании совместного предприятия в сфере электронной коммерции между "Alibaba Group", "Mail.Ru Group", "Мегафоном" и "Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ)". В октябре 2019г., была завершена сделка по созданию совместного предприятия под названием "Aliexpress в РФ". В рамках этого соглашения все участники внесли в предприятие свой капитал и активы.

Как к 2023г. выглядела структура собственности компании "Aliexpress в РФ"? Основным владельцем стала китайская "Alibaba Group", владеющая 47,85% акций компании. Другие акционеры включали российские компании: "USM Алишера Усманова" (24,3%), "VK" (15%) и "Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ)" (12,8%).

Весной 2021г. на пресс-конференции представители "Aliexpress в РФ" впервые раскрыли финансовые показатели. Оборот компании с 1.4.2020 по 1.4.2021г. составил 229млрд.руб, при этом около 55млрд.руб были получены от российских продавцов. Было объявлено, что за год на платформе "Aliexpress в РФ" совершили покупки минимум 1 раз 26,2млн.чел, а ежемесячная аудитория составила 29,1млн.чел. Количество продавцов из Китая и др. стран на "Aliexpress в РФ" превысило 225000чел, увеличившись за год на 50%, в то время как количество местных продавцов достигло отметки в 45000.

Планы "Aliexpress в РФ" на расширение логистической инфраструктуры в РФ и выход на IPO к 2022г. оказались неосуществимыми. В начале 2021г. компания планировала удвоить площадь своего склада в Подмосковье до 40000кв.м и достигнуть общей площади складов в РФ в 100000кв.м к концу 2021г. Кроме того, планировалось использовать партнерские центры в нескольких городах РФ. Однако все акционеры компании отказались от инвестиций в проект к 2022г.

В 2021г. "Aliexpress в РФ" приобрела конкурента - маркетплейс "Kazanexpress", который предлагал более 15млн товаров от 5000 продавцов с бесплатной доставкой за 1 день. Доля "Aliexpress в РФ" в "Kazanexpress" увеличилась с 30% в марте 2021г. до 50,1% в октябре 2021г. Несмотря на выгоды от сделки, планы компании на IPO и расширение логистической инфраструктуры не были осуществлены из-за отказа акционеров в инвестициях.

После 24.2.2024г. "Alibaba" объявила о прекращении инвестиций в проект. Вслед за этим "USM" и "РФПИ" также прекратили свои инвестиции, отказавшись от дальнейшего участия в проекте. В планах "Alibaba" на 2022г. было вложить около 20млрд.руб в развитие проекта, однако последние инвестиции от акционеров "Aliexpress в РФ" были сделаны в 2021г. на сумму 400млн.$.

Проблемой также стала логистика. В мае 2022г. китайские власти закрыли воздушное пространство для самолетов с "двойной" регистрацией нескольких российских авиаперевозчиков, что затруднило транспортировку товаров "Aliexpress в РФ". Кроме того, у российских клиентов компании возникли трудности с обработкой платежей. Представители "Aliexpress в РФ" заявили, что проблема уже находится на стадии решения, и маркетплейс продолжает обслуживать клиентов из РФ.

Из-за сложившейся ситуации компания вынуждена была отказаться от крупных логистических проектов. Планы по аренде 180000кв.м в строящемся логопарке "Обухово" в Подмосковье были отменены, а также проводился поиск покупателя для логистического терминала в Екатеринбурге, который должен был стать 1-м большим региональным складом компании в РФ.

Из-за отсутствия собственной инфраструктуры и проблем с доставкой "Aliexpress в РФ" начал терять долю рынка в пользу конкурентов. Если в январе 2022г. количество пользователей приложения или сайта "Aliexpress в РФ" в возрасте от 12 лет было примерно равным количеству пользователей "Ozon" и "Wildberries", то к январю 2023г. аудитория "Aliexpress в РФ" сократилась до 35,4млн.чел, в то время как у "Ozon" и "Wildberries" она выросла до 59,7млн.чел и 58,2млн.чел соответственно. Компания также сократила около 70% своего штата сотрудников (до 2022г. в компании работало более 1000чел).

"Aliexpress в РФ" является уникальным игроком на рынке благодаря своему ассортименту китайских товаров, особенно в низком ценовом сегменте, который больше никто не предлагает. В РФ у компании были амбиции создать крупный локальный маркетплейс, однако китайцы оказались не настолько гибкими и быстрыми, чтобы опередить местных конкурентов. Хотя компания успешна в трансграничном сегменте, ей не удалось самостоятельно развить крупный локальный бизнес.

В 2022г. в рамках структуры "Aliexpress в РФ" фокус на развитии локального бизнеса был сосредоточен на дочернем проекте "КазаньЭкспресс" (контролируемом "Aliexpress в РФ" на 57%), который в феврале 2023г. запустил 1-ю очередь крупного фулфилмент-центра площадью 120000кв.м в Татарстане, что послужило причиной отказа от распределительного центра в Чехове.

По итогам 2022г. "Aliexpress в РФ" увеличила оборот трансграничного бизнеса на 1/4, однако общий оборот, включая локальный бизнес, включая "КазаньЭкспресс", снизился на 9,5% до 277млрд.руб.

Оборот "КазаньЭкспресс" в 2022г. увеличился на 123%, достигнув 19,3млрд.руб с НДС. Увеличение доли трансграничного бизнеса в структуре оборота привело к значительному улучшению доходности: к концу 2022г. компания стала прибыльной и больше не нуждалась в инвестициях от акционеров для своего развития.

"Aliexpress в РФ" остается 1 из ведущих участников российского рынка электронной коммерции. В последние годы наблюдается сдвиг в предпочтениях потребителей с международных покупок на покупки на российских маркетплейсах, которые отличаются быстрой доставкой и конкурентоспособными ценами. В 2022г. этот процесс ускорился из-за сложностей с оплатой, опасений относительно заказов на зарубежных сайтах и проблем с поставками товаров из Китая. Эти факторы отрицательно повлияли на основной бизнес "Aliexpress в РФ", а сокращение инвестиций сорвало планы компенсировать убытки ростом внутри страны.

Доля онлайн-продаж "Aliexpress в РФ" на внутрироссийском рынке продуктов питания в 2021г. оценивалась скромно - менее 3%, в то время как "Wildberries" и "Ozon" контролировали 20% и 11% соответственно. Однако у "Aliexpress в РФ" есть все шансы сохранить лидерство в международном сегменте, который может оказаться прибыльным. Платформа может оставаться среди значимых внутрироссийских маркетплейсов 2-го уровня, но это зависит от готовности головного офиса продолжать инвестировать в это направление. Стать реальным конкурентом для "Wildberries" и "Ozon" на внутрироссийском рынке маловероятно.

Aliexpress в РФ

Цена аренды кладовки на теплом складе в Москве для хранения вещей.

Aliexpress в РФ. Эксперт Складовский. 29.05.2025.

Теплая кладовочка для хранения вещей в Москве, техники, мебели, книг, документов, товаров и пр.

Выгодные условия, охрана, упаковка, тележки, бесплатная парковка.

Подробнее о складе.